|
«О Д О Б Р Е Н О» Управляющий Совет Программы «Рухани жаңғыру» Протокол № ___________ от «___» _________ 2017 г. |
УСТАВ ПОДПРОГРАММЫ
«ТӘРБИЕ ЖӘНЕ БІЛІМ»
в рамках реализации
Программы «РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ»
|
|
Куратор Подпрограммы, Министр образования и науки Республики Казахстан Е. Сагадиев Руководитель Подпрограммы, Вице-министр образования и науки Республики Казахстан А. Амрин Главный менеджер Подпрограммы Б. Ерешев
|
Дата изменения: № 1 «___»___20 ___ г. ________ № 2 «___»___20 ___ г. ________ № 3 «___»___20 ___ г. ________ |
Администратор Подпрограммы, Ш. Макенбаева |
1. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О
ПОДПРОГРАММЕ
Наименование
|
ТӘРБИЕ ЖӘНЕ БІЛІМ |
Цель |
Конкурентоспособная, прагматичная, сильная, творческая, патриотичная и проактивная личность единой нации, фундаментом успешного будущего которой являются воспитание и культ знаний.
|
Индикаторы |
Индикаторы Базового направления «Отаным – тағдырым» (патриотическое) Доля обучающихся, охваченных исследованием по определению уровня гражданского самосознания: ежегодно 0,1%.
Рост доли обучающихся, обладающих высоким уровнем гражданского самосознания: к 2022 году – на 20%.
Доля и количество школьников, охваченных военно-спортивными играми «Айбын», «Алау» и другими: к 2022 году – 0,4%.
Доля обучающихся общеобразовательных школ, участвующих в мероприятиях ЕДЮО «Жас ұлан»: к 2022 году - 34,5%.
Доля принятых в члены ЕДЮО «Жас ұлан»: к 2022 году - 5%.
Доля обучающихся общеобразовательных школ - участников волонтерского движения из числа членов ЕДЮО "Жас ұлан": к 2022 году - 20% от общего числа членов ЕДЮО "Жас ұлан".
Доля обучающихся колледжей и ВУЗов - участников волонтерского движения: к 2022 году - 20%.
Доля обучающихся общеобразовательных школ и колледжей, участвующих в литературных чтениях и языковых мероприятиях (литературные чтения, лингвистические конкурсы, айтысы и другие): к 2022 году – 14%.
Доля обучающихся школ, колледжей и ВУЗов, участвующих в Параде детских и молодежных оркестров и ансамблей: к 2022 году –20%.
Доля обучающихся общеобразовательных школ, участвующих в конкурсах «Моя инициатива - моей Родине»: к 2020 – 15%.
Доля обучающихся общеобразовательных школ - участников фестиваля «Дети Казахстана в мире без границ!»: к 2022 году - 0,09%.
Создание электронного Банка детских инициатив: к 2022 году – 10 тыс. инициатив (ед.)
Доля педагогов и обучающихся, участвующих в дискуссионных площадках: к 2022 году - 18,2%.
Индикаторы Базового направления «Өлкетану» (краеведческое)
Доля обучающихся общеобразовательных школ и колледжей, изучающих историю родного края на основе культурно-исторических памятников и исторических личностей местного масштаба с целью идентификации собственного национального кода в рамках обязательного и дополнительного образования: к 2022 году – 100%.
Доля обучающихся общеобразовательных школ и колледжей, участвующих в реализации краеведческих проектов (экскурсии, экспедиции, маршруты, походы): к 2022 году – 40%.
Доля обучающихся общеобразовательных школ, колледжей, ВУЗов, принимающих участие в интеллектуальных мероприятиях по истории края: к 2022 году –38%.
Доля обучающихся, участвующих в научных исследованиях по краеведению: ежегодно 0,04% .
Доля обучающихся общеобразовательных школ и колледжей, охваченных в краеведческих и экологических кружках: к 2022 году - 3%.
Доля учителей истории, географии, литературы, музыки и учителей-филологов, организующих на системной основе внеклассную работу по краеведению в общеобразовательных школах: к 2022 году – 11%.
Доля обучающихся, охваченных внутренним туризмом: ежегодно до 7,7%.
Индикаторы Базового направления «Саналы азамат» (воспитание сознательного гражданина)
Доля обучающихся общеобразовательных школ, колледжей и ВУЗов и их родителей, участвующих в исследовании уровня удовлетворенности качеством образования, условиями для занятости обучающихся во внеурочное время и подготовкой к выбору будущей профессии: ежегодно 0,05%, 2 тыс. обучающихся и родителей - респондентов, постоянных в течение 5 лет.
Доля обучающихся общеобразовательных школ, охваченных республиканским проектом «Открываем мир профессий»: к 2022 году – 65%.
Доля средних общеобразовательных школ, открывших декоративно-прикладные кружки: к 2022 – 25%.
Доля обучающихся, охваченных занятиями в декоративно-прикладных кружках на базе школ и организаций дополнительного образования:
к 2022 – 8,5%.
Доля общеобразовательных школ, открывших кабинеты робототехники: к 2022 году – 35%.
Доля обучающихся общеобразовательных школ, охваченных мероприятиями технического творчества и изобретательства: к 2022 году – 3%. Доля обучающихся школ, колледжей и ВУЗов, участвующих в музыкальных и театральных проектах (мероприятиях): к 2022 году – 7%.
Количество кружков художественно-эстетического направления в организациях допобразования и школах: к 2022 году – 13 500 ед. (ед.)
Доля обучающихся общеобразовательных школ, участвующих в проектах «Жизнь аула», «Жизнь города»: к 2022 году – 0,8%.
Доля обучающихся колледжей, демонстрирующих лучшие профессиональные навыки в региональных (районных, городских, областных), республиканских, международных конкурсах: к 2022 году – 70%.
Доля обучающихся колледжей, участвующих в реализации проектов в области высокотехнологичных методик и цифровых технологий: к 2022 году – 30%.
Доля обучающихся колледжей, участвующих в Чемпионате "WorldSkills Kazakhstan": к 2022 году - 0,8%.
Доля средних общеобразовательных бизнес-школ и школ с классами предпринимательства, и бизнес-колледжей: к 2022 году – 1,3%.
Доля средних общеобразовательных школ, внедривших спецкурсы (факультативы) по основам предпринимательства в начальной и основной школах: к 2022 году – 20%.
Доля и количество школьников, охваченных экономической игрой "По ступенькам бизнеса", "Поиграем в экономику", "Экономика вокруг нас": к 2022 году – 10%.
Доля средних общеобравательных школ и колледжей, открывших бизнес-клубы, руководимые бизнесменами, предпринимателями: к 2022 году – 5%.
Доля обучающихся, охваченных региональными олимпиадами и конкурсами по основам предпринимательства (школы, колледжи, вузы) с участием в составе конкурсной комиссии предпринимателей и бизнесменов к 2022 году – 10%.
Организация буккросингов - специальных мест по обмену книгами в организациях образования: к 2022 году – 252 ед.
Доля обучающихся, пользующихся специальными местами по обмену книгами в организациях образования – буккросингами: к 2022 году – 15%.
Количество участников, состоящих в группах любителей чтения, различных литературных сообществах в социальных сетях и популярных мессенджерах: к 2022 году – 19484.
Доля обучающихся, участвующих в конкурсах «Читающая школа», «Читающий колледж», «Читающий вуз»: к 2022 году – 35%.
Доля обучающихся, участвующих в литературных конкурсах на интернет-ресурсах «Дети читают стихи», «Лучшее аудио чтение», «Лучшее видео чтение»: к 2022 году – 7%.
Доля библиотек школ и колледжей, оснащенных мультимедийным оборудованием: к 2022 году – 50%.
Доля обучающихся, разработавших и реализующих личные Планы самообразования и развития: к 2022 году – 9%.
Доля организаций образования, внедривших факультативный курс «Самообразование. Познание. Развитие»: к 2022 году – 9%.
|
Сроки реализации |
2017 - 2022 годы
|
2.
ОПИСАНИЕ ПОДПРОГРАММЫ
Актуальность и решаемые проблемы |
Приоритетом является решение следующих вопросов: направленность на воспитание здорового прагматизма и практическое применение знаний в жизни; активизация краеведческого образования, воспитание духовности и гражданственности; ориентированность обучающихся на выявление и сохранение национальной идентичности, исторического, культурного и природного наследия Казахстана; стремление казахстанца к образованию через всю жизнь; восприимчивость к лучшим достижениям, открытость сознания, готовность к переменам, изучение иностранных языков, переход на латиницу, обновления знаний на базе 100 новых учебников на казахском языке – это ответы на внешние вызовы и условия вхождения в глобальный мир. принятие идеологии эволюционного развития как ориентира на личностном и индивидуальном уровне каждого казахстанца; внедрение проектной деятельности в образовательный процесс в целях развития конкурентноспособности личности и акцент на дополнительное образование; осознанный выбор профессий обучающимися. |
3.
БАЗОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
№ |
Базовые направления (3), республиканские проекты (21) |
Задачи, показатели, ключевые события |
«Отаным - тағдырым» (патриотическое)
| ||
1 |
Исследование «Исследование уровня гражданского самосознания обучающихся» |
1. Задача: разработка методики и критериев оценки уровня гражданского самосознания обучающихся и проведение социологического опроса 1. Показатель: методика и инструментарий исследования уровня гражданского самосознания обучающихся 2. Задача: проведение социологического опроса и срезов путем использования различных подходов к диагностическому инструментарию исследования, в том числе ІТ-технологий: в 2018, 2019, 2020, 2022 годах
2. Показатель: количество обучающихся, охваченных исследованием по определению уровня гражданского самосознания: 4 тыс.обучающихся: учащиеся школ – 3 тыс.чел., студенты ТиПО – 500 чел., студенты вузов – 500 чел. Ключевые события: 1. Разработка и апробация методики исследования уровня гражданского самосознания обучающихся. 2. Проведение исследования уровня гражданского самосознания обучающихся. 3. Предоставление аналитических отчетов и обсуждение результатов проведенного исследования. 4. Проведение круглых столов, встреч с родительской и педагогической общественностью по обсуждению результатов исследования уровня гражданского самосознания обучающихся.
|
2 |
Детско-юношеское и волонтерское движения «Жас ұлан», Скауты Великой степи, волонтерское движение |
1. Задача: разработка и согласование концептуальных основ и уставных положений национального детско-юношеского и молодежного движений 1.1 Показатель: согласованные Концепции детско-юношеского движения «Жас ұлан» и Скаутов Великой степи и молодежного волонтерского движения 2. Задача: активизация детско-юношеских и молодежного волонтерского движения с акцентом на формирование конкурентоспособной, ответственной Личности Единой Нации. 2.1 Показатели: 1. Доля и количество обучающихся общеобразовательных школ, участвующих в мероприятиях ЕДЮО «Жас ұлан»: к 2022 году - 34,5%, 1 млн. обучающихся 2018 год – 25%, 732646 чел. 2019 год – 28%, 820563 чел. 2020 год – 30%, 879175 чел. 2021 год – 32%, 937787 чел. 2022 год – 34,5%, 1011051 чел. 2. Доля и количество принятых в члены ЕДЮО «Жас ұлан»: к 2022 году - 5%, 146 тыс. обучающихся 2018 год – 1%, 29306 чел. 2019 год – 2%, 58612 чел. 2020 год – 3%, 87917 чел. 2021 год – 4%, 117223 чел. 2022 год – 5%, 146529 чел. 3. Доля и количество обучающихся общеобразовательных школ - участников волонтерского движения из числа членов ЕДЮО «Жас ұлан»: к 2022 году - 20%, 71 тыс. чел., от общего числа членов ЕДЮО "Жас ұлан" (365 тыс.) 2018 год – 10%, 35634 чел. 2019 год – 11%, 39197 чел. 2020 год – 13%, 46324 чел. 2021 год – 15%, 53451 чел. 2022 год – 20%, 71268 чел. 4. Доля и количество обучающихся колледжей и ВУЗов - участников волонтерского движения: к 2022 году - 20%, 193 тыс. обучающихся 2018 год – 10%, 96622 чел. 2019 год – 11%, 106285 чел. 2020 год – 13%, 125609 чел. 2021 год – 15%, 144933 чел. 2022 год - 20%, 193245 чел. 3. Задача: проведение республиканского этапа военно-спортивных игр «Алау», «Айбын» среди победителей региональных конкурсов 3.1 Показатель: Доля и количество школьников, охваченных военно-спортивными играми «Айбын», «Алау» и другими: к 2022 году –0,4%, 11700 обучающихся Ключевые события: 1. Обновленные концепции детско-юношеского движения ЕДЮО «Жас ұлан» и Скаутов Великой степи на платформе «Рухани жанғыру» 2. Ежегодно 1 млн обучающихся участвует в мероприятиях детско-юношеских движений 3. К 2022 году 146 тыс новых членов ЕДЮО «Жас ұлан» 4. К 2022 году волонтерское движение охватывает 365 тыс. школьников и 193 тыс. студентов колледжей и вузов. 5. К 2022 году в Республиканских военно-спортивных играх «Айбын», «Алау» участвуют 11700 обучающихся
|
3 |
«Сөз – тілдің қөркі» Литературные чтения
|
Задача: развитие национальной идентичности путем приобщения обучающихся к творчеству классиков и современных поэтов и мыслителей Казахстана Показатель: количество обучающихся, участвующих в литературных чтениях и вайнов в социальных сетях, в т.ч на youtube: к 2022 году – 400 тысяч школьников. Ключевые события: 1. Организация школьных/районных/городских/ областных этапов литературных чтений классиков и современных казахстанских авторов с учетом триязычия 2. Проведение республиканских литературных Абайских чтений среди победителей региональных конкурсов с учетом триязычия 3. Популяризация детского творчества в социальных сетях 4. Языковые конкурсы «Тілдарын»
|
4 |
«Өрле, Қазақстан!» Парад оркестров
|
Задача: воспитание гражданской сознательности через активное проявление в различных сферах жизни общества. Показатель: количество обучающихся, участвующих в Параде детских и молодежных оркестров и ансамблей: к 2022 году – 800 тыс. человек Ключевые события: Ежегодный Парад детских и молодежных оркестров и ансамблей
|
5 |
«Дарынды ұрпақ – ел болашағы» Творческие конкурсы и развитие детских инициатив
|
Задача: поддержка лидерства через поддержку детских инициатив. Показатель: 1) количество обучающихся, участвующих в конкрсе «Моя инициатива – моей Родине»: к 2020 году – к 2020 – 15%. 2) создание Банка детских инициатив: к 2022 году – 10 000. Задача: развитие конкурентоспособности, национальной идентичности и творческого самовыражения обучающихся через участие в фестивале «Дети Казахстана в мире без границ!» Показатель: доля обучающихся общеобразовательных школ - участников фестиваля «Дети Казахстана в мире без границ!»: к 2022 году - 0,09%, 2,6 тыс. обучающихся
Ключевые события: 1. Конкурсы творческих проектов «Моя инициатива – моей Родине» 2. Фестиваль «Дети Казахстана в мире без границ!»
|
6 |
«Туған жер. Туған ел. Туған глобал» Дискуссионные площадки для педагогов и детей |
Задачи: создание дискуссионных площадок для проактивного продвижения нравственно-духовных ценностей Казахстана в страновом и международном сообществе для педагогов и детей. Показатель:
Доля и количество педагогов и обучающихся, участвующих в дисскусионных площадках: к 2022 году - 18,2% (до 50 тыс. педагогов) и 0,7% (20 тыс. обучающихся) Ключевые события: Региональные и республиканские дискуссионные площадки и форумы для проактивного продвижения нравственно-духовных ценностей Казахстана в страновом и международном сообществе для педагогов и детей. Августовская конференция
|
«Өлкетану» (краеведческое)
| ||
1 |
Алтын адам
|
Задача: обновление содержания учебных программ цикла естественных дисциплин. Показатель: количество обучающихся общеобразовательных школ и колледжей, изучающих историю родного края на основе культурно-исторических памятников и исторических личностей местного масштаба с целью идентификации собственного национального кода в рамках обязательного и дополнительного образования: к 2022 году – 3 419 732 обучающихся, 100% Ключевые события: Внедрение предмета «Креведение» (20 часов по 4 предметам). Внеклассная работа по региональному компоненту краеведения. Утверждение Типовой учебной программы «Краеведение»
|
2 |
Тарих мұрасы
|
Задача: формирование активной гражданской позиции через знание истории и традиции казахского народа. Показатель: Количество обучающихся общеобразовательных школ и колледжей, участвующих в реализации краеведческих проектов (экскурсии, экспедиции, маршруты, походы): к 2022 году – 1,36 млн. обучающихся, 40%. Количество обучающихся общеобразовательных школ, колледжей, ВУЗов, принимающих участие в интеллектуальных мероприятиях по истории края: к 2022 году – 1,4 млн. обучающихся, 38% Ключевые события: Интеллектуальные конкурсы юных историков
|
3 |
Елімнің шежерелі байлығы
|
Задача: активизация исследовательской, краеведческой деятельности. Показатель: Количество обучающихся, участвующих в научных исследованиях по краеведению: ежегодно 1560 обучающихся, 0,04%. Ключевые события: Исследовательские экспедиции (маршруты) школьников
|
4 |
Табиғат бесігі |
Задача: изучение экологических проблем и популяризация использования альтернативных ресурсосберегающих технологий. Показатель: Количество обучающихся, охваченных в краеведческих и экологических кружках: ежегодно до 100 тысяч человек, 3%. Ключевые события: Форумы экологов-натуралистов
|
5 |
Ұлттық қазына
|
Задача: методическое сопровождение учебного процесса по изучению регионального компонета. Показатель: Количество учителей истории, географии, литературы, музыки и учителей-филологов, организующих внеклассную работу по краеведению: к 2022 году –30,2 тысяч педагогов (11%). Ключевые события: Издание 16 учебников Краеведческая работа
|
6 |
Менің Отаным – Қазақстан |
Задача: создание условий для изучения истории и культуры родного края, развитие детско-юношеского туризма и краеведения. Показатель: Количество обучающихся, охваченных внутренним туризмом: ежегодно до 300 тысяч человек, 7,7%. Количество разработанных виртуальных маршрутов: ежегодно каждым регионом до 10 виртуальных маршрутов. Ключевые события: Слеты юных краеведов-туристов
|
«Саналы Азамат» (профориентация)
| ||
1 |
Исследование уровня удовлетворенности качеством образования
|
Задача: разработка методики исследования и определение уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством образования, условиями для занятости детей во внеурочное время и подготовкой к выбору будущей профессии. Показатель: количество обучающихся общеобразовательных школ, колледжей и ВУЗов и их родителей, участвующих в исследовании уровня удовлетворенности качеством образования, условиями для занятости обучающихся во внеурочное время и подготовкой к выбору будущей профессии: 0,05%, ежегодно 2 тыс. обучающихся и родителей - респондентов, постоянных в течение 5 лет Ключевые события: Разработка методики, социальный опрос |
2 |
Мир профессий |
Задача: профориентационная поддержка и осознание обучающимся своей индивидуальности и личностных ресурсов в процессе выбора будущей профессии. Показатели: Количество обучающихся общеобразовательных школ, охваченных республиканским проектом «Открываем мир профессий»: к 2022 – 1,9 млн. обучающихся, 65%. Количество обучающихся, охваченных интегрированными занятиями на базе внешкольных организаций, организаций ТиПО и вузов, культуры и спорта, промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий для охвата мероприятиями по профориентации: к 2022 году – 766,2 тыс. обучающихся 8-12 кл. (100%). Ключевые события: Форумы Встречи с успешными людьми |
3 |
Алтын қазына |
Задача: развитие внутреннего творческого потенциала и личностных возможностей обучающихся через художественное и декоративно-прикладное искусство. Показатель: 1) количество общеобразовательных школ, открывших декоративно-прикладные кружки: к 2022 год – 1863 (25%); 2) количество обучающихся, охваченных занятиями в декоративно-прикладных кружках: к 2022 году - 249,1 тыс. обучающихся (8,5%). Ключевые события: Конкурсы и выставки декоративно-прикладного и художественного творчества |
4 |
Первый шаг к великим изобретениям |
Задача: формирование конкурентоспособной личности через развитие технического творчества с применением передовых высокотехнологичных методик и цифровых технологий. Показатель: 1) количество школ, открывших кабинеты робототехники: к 2022 году – 2608 (35%); 2) охват обучающихся школ, охваченных в мероприятиях технического творчества и изобретательства: к 2022 год – 87 тыс. школьников, (3%). Ключевые события: Робототехника Конкурсы изобретателей |
5 |
Дарындылар елі |
Задача: совершенствование нравственного, эстетического воспитания и формирование коммуникативной культуры через театральную деятельность и приобщение к музыке. Показатель: 1) количество обучающихся, участвующих в музыкальных и театральных в мероприятиях: к 2022 году – 272,7 тыс. (7%); 2) количество кружков художественно-эстетического направления в организациях доп образования и школах: к 2022 году – 13 559. Ключевые события: Музыкальные и театральные мероприятия (конкурсы, фестивали) |
6 |
Айналаға қара |
Задача: развитие рациональных и эмоциональных отношений между людьми с приоритетом воспитания нравственных, духовных и гуманистических ценностей. Показатель: количество обучающихся, участвующих в проектах «Жизнь аула», «Жизнь города»: к 2022 год – 23,4 тыс. обучающихся (0,8%). Ключевые события: Проекты «Одна неделя в городе», «Одна неделя в ауле) |
7 |
Культура познания |
Задача: Формирование среди казахстанцев культа познания через систему мер по поддержке самообразования и образования в течение всей жизни и активации «моды на чтение». Показатель: Количество обучающихся, разработавших и реализующих личные Планы самообразования и развития: к 2022 году – 272,8 тыс. обучающихся, 9% (%, чел.) Количество организаций образования, внедривших факультативный курс «Самообразование. Познание. Развитие»: к 2022 году – 755 ед., 9% (%, ед.) Ключевые события: Внедрение факультативного курса «Самообразование. Познание. Развитие» Мероприятия по культуре познания. Внедрение личных Планов самообразования и развития |
8 |
Кітап – білім бұлағы
|
Задача: Создание новой казахстанской системы мер по поддержке чтения и повышению престижа книги, направленной на формирование среди казахстанцев «моды на чтение»: - организация специальных мест по обмену книгами в организациях образования; - приобщение обучающихся к чтению как инструменту духовного и интеллектуального развития; - приобщение молодежи к изучению современных популярных идей трендов в мировой экономической и социальной мысли; - развитие библиотечного дела и пополнение фонда библиотек. Показатель: 1) количество книжных обменных пунктов: к 2022 – 252 ед.; 2) охват школьников, участвующих в обмене книгами в организациях образования и пользующихся буккросингами: к 2022 году – 584,5 тыс. (15%); 3) количество организаций образования, организовывающих конкурс «Читающая школа», «Читающий колледж», «Читающий вуз»: к 2022 году – 1762 ед.; 4) количество обучающихся, участвующих в литературных конкурсах на интернет-ресурсах «Дети читают стихи», «Лучшее аудио чтение», «Лучшее видео чтение»: к 2022 году – 273 тыс. 5) количество студентов, охваченных мероприятиями (видеолекций, комментариев, информационное сопровождение, круглые столы, презентации, встречи с учеными-обществоведами, общественными деятелями по популяризации издаваемых книг по мере их издания) по ознакомлению и изучению 100 новых учебников на казахском языке «Новое гуманитарное знание» по мере их издания: к 2022 году – 381,7 тыс.; 6) количество библиотек, оснащенных мультимедийным оборудованием: к 2022 году – 4134 ед. Ключевые события: Открытие буккросингов. Оснащение библиотек современным оборудованием. Конкурсы «Читающая школа», «Читающий колледж», «Читающий вуз». Конкурсы на интернет-ресурсах «Дети читают стихи», «Лучшее аудио чтение», «Лучшее видео чтение». Добровольная передача книг библиотекам. Встречи обучающихся с работниками библиотек.
|
1. КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ БАЗОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
№ |
Ключевые события |
Этапы, сроки |
|
«Отаным – тағдырым» |
1. Исследование |
| |
Исследование уровня гражданского самосознания обучающихся
|
Дополнительная потребность 32,0 млн. |
| |
2. Детско-юношеское и волонтерское движения
|
| ||
Принятие новых членов в Единую детско-юношескую организацию «Жас ұлан» |
Финансирование не требуется |
| |
Республиканский финал военно-спортивных игр «Алау», «Айбын»
Региональные военно-спортивные игры «Алау», «Айбын» |
2018 – 6,3 млн. 2019 – 6,2 млн. 2020 – 6,2 млн. тенге
МБ |
| |
3. «Сөз – тілдің қөркі» |
| ||
Республиканские литературные Абайские чтения |
2017 – 3,6 млн. 2018 – 6,1 млн. 2019 – 6,2 млн. 2020 – 6,2 млн. тенге |
| |
Региональные и местные литературные чтения |
МБ |
| |
Конкурсы «Тілдарын» |
МБ |
| |
4. «Өрле, Қазақстан!» |
| ||
Парад детских и молодежных оркестров и ансамблей |
Спонсорские средства |
| |
Региональные и местные парады и выступления |
МБ |
| |
5. «Дарынды ұрпақ – ел болашағы» |
| ||
Республиканский конкурс творческих проектов «Моя инициатива – моей Родине» |
2017 – 6,6 млн. 2018 – 6,7 млн. 2019 – 6,8 млн. 2020 – 6,8 млн. тенге |
| |
Республиканский фестиваль детского кино «Дети Казахстана в мире без границ!» |
2017 – 7,2 млн. 2018 – 7,2 млн. 2019 – 7,3 млн. 2020 – 7,3 млн. тенге |
| |
6. «Туған жер. Туған ел. Туған глобал» |
| ||
Республиканская научно-практическая конференция «Туған жер. Туған ел. Туған глобал». Форум юных патриотов. |
МБ |
| |
Региональные дискуссионные площадки, научно-практические конференции, симпозиумы с привлечением представителей национальных культурных центров. |
МБ |
| |
«Өлкетану» |
1. Алтын адам
|
||
Внедрение предмета «Краеведение». Часы по краеведению включены в содержание следующих учебных предметов: «История Казахстана» – по 4 часа в 5, 6, 7 классах; «География» – 2 часа в 7 классе; «Казахский язык и литература» – по 2 часа в 6, 7 классе; «Музыка» - по 1 часу в 5, 6 классах (аналогично по другим языкам обучения).
Организация занятий на базе объектов культуры и исторических памятников. |
В рамках предусмотренных средств |
||
Разработка и утверждение: типовой учебной программы предмета «Краеведение»; 16 учебников «Краеведение» с включением материалов по региональному краеведению для 5-7 классов в рамках изучения вышеназванных предметов; - методические пособия для учителей 5-7 классов по преподаванию краеведения в рамках учебных предметов «История Казахстана», «Казахская литература», «География», «Музыка. |
2017, 2018 годы. В рамках предусмотренных средств |
||
Разработка образовательных программ в рамках специальностей «История», «Археология и этнология», «Туризм» с учетом программы «Рухани жаңғыру», в том числе и онлайн-курсы. |
2017, 2018 годы. В рамках предусмотренных средств |
||
Включение в перечень курсовых и дипломных проектов, магистерских диссертаций по направлениям подготовки темы по модернизации общественного сознания для будущих педагогов. |
С 2018 года. Финансирование не требуется |
||
Функционирование в вузах советов по направлениям проекта для научно-методического и экспертного сопровождения программы модернизации. |
С 2018 года. Финансирование не требуется |
||
2. «Ұлттық қазына»
|
|||
Создание национального краеведческого 3D музея. |
С 2018 года. За счет спонсорских средств |
||
Республиканский, региональный конкурс «Лучший школьный музей» |
2018 – 4 млн. тенге |
||
Сборник материалов «История возникновения древних городов, сакральных мест на территории Казахстана». |
2018 – 3 млн., 2019 – 3 млн. тенге
|
||
3. Тарих мұрасы
|
|||
Республиканский интеллектуальный конкурс юных историков «Моя малая родина». |
2018 – 5 млн., 2019 – 5 млн., 2020 – 5 млн. тенге |
||
«Культурно-генетический код: история, традиции и обычаи». Съезд историков, ученых. |
2018 год – 8 млн. тенге |
||
4. «Елімнің шежерелі байлығы»
|
|||
Краеведческая, эколого-туристская экспедиция «Ұлы дала елі» |
Предусмотренные средства |
||
5. «Табиғат бесігі» |
|||
Республиканский форум юных краеведов-экологов и натуралистов «Менің Отаным – Қазақстан». |
2017 – 4,9 млн., 2018 – 4,9 млн., 2019 – 5,0 млн., тенге |
||
6. «Менің Отаным – Қазақстан» |
|||
Республиканский слет юных краеведов и туристов «Менің Отаным – Қазақстан». |
Предусмотренные средства
|
||
«Саналы азамат»
|
1. «Исследование уровня удовлетворенности качеством образования» |
| |
Разработка методики исследования и определение уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством образования, условиями для занятости детей во внеурочное время и подготовкой к выбору будущей профессии |
С 2019 года, финансирование из МБ |
| |
2. «Мир профессий» |
| ||
Проведение республиканского форума «Открываем мир профессии» |
2018 – 6,5 млн., 2019 – 6,3 млн., 2020 – 6,3 млн. тенге |
| |
Создание «Profi-center» - профориентационного интерактивного центра для детей и подростков. |
С 2019 года, финансирование из МБ |
| |
Конкурсы студенческих стартапов, лучших статей, эссе по направлениям подготовки специалистов. |
С 2018 года, финансирование не требуется |
| |
3. «Алтын қазына» |
| ||
Выставка – конкурс художественного и декоративно-прикладного детского творчества «Алтын қазына» |
2017 – 6,6 млн., 2018 – 6,5 млн., 2019 – 6,5 млн., 2020 – 6,5 млн. тенге |
| |
Проведение Республиканской выставки краеведческого декоративно-прикладного творчества «Город Мастеров: наследие наших предков сохраним и приумножим» |
2018 – 4 млн., 2019 -4 млн., 2020 – 4 млн. тенге |
| |
4. «Первый шаг к великим изобретениям» |
| ||
Республиканский конкурс инновационных идей «Первый шаг к великому изобретению»
|
2017 – 6,3 млн., 2018 – 6,5 млн., 2019 – 6,5 млн., 2020 – 6,5 млн. тенге |
| |
Региональные соревнования технического творчества и изобретательства (авиа, ракето, авто, судомоделирование) |
МБ |
| |
5. «Дарындылар елі» |
| ||
Республиканский фестиваль – конкурс театрального искусства «Театрдың ғажайып әлемі» |
2018 – 3,5 млн., 2019 – 3,5 млн., 2020 – 3,5 млн. тенге |
| |
Республиканский фестиваль- конкурс юных музыкантов-учащихся детских музыкальных школ и школ искусств
|
2018 – 5,03 млн., 2019 -5,6 млн., 2020 – 5,6 млн. тенге |
||
6.«Айналаға қара» |
|||
Экскурсии для обучающихся городских и сельских школ «Жизнь аула», «Жизнь города» |
С 2018 года, финансирование из МБ |
||
7. «Культура познания» |
|||
Личные Планы самообразования и развития. Внедрение факультативного курса «Самообразование. Познание. Развитие»
|
|
||
8. «Кітап – білім бұлағы» |
|||
Буккросинг. Открытие буккросингов |
Ежегодно. Финансирование из МБ (регионами планируется 15,0 млн. тенге) |
| |
Жақсы кітап – жан азығы. Детско-юношеское движение любителей книг среди обучающихся «Жақсы кітап – жан азығы». Создание групп любителей чтения, различных литературных сообществ в социальных сетях и популярных мессенджерах. Проведение Единого республиканского родительского собрания «Кітап – білім бұлағы». Организация серии книжных выставок, презентаций новинок художественной и научно-популярной литературы в вузах. Конкурс «Читающая школа», «Читающий колледж», «Читающий вуз». Литературный конкурс на интернет-ресурсах «Дети читают стихи», «Лучшее аудио чтение», «Лучшее видео чтение» |
Ежегодно. Финансирование из МБ (регионами планируется 200,0 млн. тенге) |
| |
Кітапхана - білім ордасы. Оснащение библиотек современным оборудованием. «Қадірлі сыйлық» - организация благотворительной акции по добровольной передаче книг библиотекам. «Кітапхана – білім ордасы» - организация встреч обучающихся с работниками библиотек, литературных вечеров в студенческих домах и центрах досуга студентов.
|
Ежегодно. Финансирование из МБ (регионами планируется 540,0 млн. тенге) |
| |
Государственные органы-соисполнители: МКС РК, МДРГО РК, МИК РК, МНЭ РК, МФ РК, МИО, НПО |
|
9.
ОГРАНИЧЕНИЯ И ДОПУЩЕНИЯ
№ |
Наименование ограничения |
Описание ограничения |
1. |
Недостаточное финансирование или его отсутствие
|
Несвоевременная оптимизация стратегических документов и бюджетных программ |
2. |
Слабая координация и взаимодействие организаторов
|
Непрофессионализм кадров, курирующих базовые проекты, волокита госструктур
|
3. |
Проблемы в осуществлении государственных закупок |
Длительность процедуры электронных конкурсов государственных закупок. Отсутствие потенциального поставщика |
4. |
Повышенная загруженность команды различными отчетами, нагрузка на основной работе |
Необходимость выделения специального времени для заполнения различных отчетов, участия на совещаниях, предоставления различных писем и т.д. Занятость менеджеров базовых проектов на основной работе |
5 |
Недостаточность информирования в рамках межведомственного взаимодействия государственных органов о продвижении проектов по модернизации общественного сознания |
При обращении в соответствующие госорганы, в том числе и МИО, неосведомленность их о данных проектах. |
№ |
Наименование допущения |
Описание допущения |
1 |
Межведомственное взаимодействие |
Цели и задачи Подпрограммы будут выполнены при условии эффективного взаимодействия всей команды управления Программой, постоянного контроля со стороны кураторов и руководителей
|
2 |
Финансирование |
Допускается, что в течение реализации Программы будет обеспечена финансовая поддержка республиканских и региональных проектов и мероприятий.
|
3 |
Внесение изменений и дополнений в настоящий Устав, доработка реестра базовых проектов
|
В период реализации программы допускается внесение изменений и дополнений в настоящий Устав, доработка реестра проектов в случае изменений в бюджете либо приоритетности мероприятий
|
4 |
Содействие специалистов: юристов, финансистов, аналитиков, государственных служащих, педагогической и родительской общественности, представителей НПО и СМИ |
МОН РК и МИО по необходимости привлекают к работе в офисном проекте требуемых специалистов на короткое или длительное время |
5 |
Сроки реализации Подпрограммы |
Допускается изменение сроков и пересмотр проектов при опережающем достижении поставленных задач
|
6 |
Изменение проектных ролей в команде управления подпрограммой |
Допускается изменение состава проектных команд в течение срока реализации Программы
|
10.
ПРОЕКТНЫЕ РОЛИ В КОМАНДЕ
УПРАВЛЕНИЯ ПОДПРОГРАММОЙ
Заказчик Программы |
Национальная комиссия: · высший орган принятия решений и оценки результатов Программы: - определение Куратора Программы; - утверждение состава Управляющего совета Программы | |
Куратор Программы |
· лицо, уполномоченное Заказчиком на представление его интересов в ходе реализации Программы: - возглавляет Управляющий совет; - согласовывает и принимает концептуальные решения; - регулярно заслушивает отчеты Управляющего совета, Экспертного совета, Центрального Проектного офиса, Кураторов подпрограмм, Кураторов Программы в регионах о ходе реализации и результатах Программы. |
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Тажин М.М. |
Куратор Подпрограммы
|
· лицо, занимающее политическую государственную должность (Министр), уполномоченное Управляющим советом на представление интересов Заказчика в ходе реализации Подпрограммы, а также принятие ключевых управленческих решений в ходе ее реализации, в том числе утверждение кандидатур Руководителя, Главного менеджера, администратора и менеджеров Подпрограммы. |
Е.Сагадиев, Министр образования и науки Республики Казахстан |
Руководитель Подпрограммы |
· лицо, занимающее политическую государственную должность (вице-министр), принимающее на себя полную персональную ответственность за реализацию Подпрограммы и уполномоченное на принятие любых не противоречащих законодательству управленческих решений, необходимых для достижения целевых индикаторов и показателей Подпрограммы. |
Амрин А.А., Вице-министр образования и науки Республики Казахстан
|
Главный менеджер Подпрограммы |
· лицо, принимающее на себя персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию всех процессов Подпрограммы (инициация, планирование, реализация, мониторинг, координация и завершение), включая управление командами соответствующих проектов и уполномоченное на принятие самостоятельных либо внесение на рассмотрение Руководителя Подпрограммы любых не противоречащих законодательству управленческих решений, необходимых для достижения целевых индикаторов и показателей Подпрограммы. |
Ерешев Б.Т., Вице-президент "Союз проектных менеджеров РК" д.э.н., академик НАЕН, сертифицированный PRINCE-2, IPMA Level-A. |
Администратор |
· сотрудник Проектного офиса, осуществляющий методологическую и организационно-техническую поддержку всему проектному персоналу Подпрограммы, включая команды соответствующих проектов. |
Макенбаева Ш.К., руководитель отдела РГКП «Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования» |
Менеджер Подпрограммы |
· лицо, принимающее на себя персональную ответственность за реализацию закрепленных за ним Базовых проектов Подпрограммы, включая управление командами входящих в них проектов и уполномоченное на принятие самостоятельных либо внесение на рассмотрение Главного менеджера Подпрограммы любых не противоречащих законодательству управленческих решений, необходимых для достижения целевых индикаторов и показателей соответствующих Базовых проектов Подпрограммы. |
Бекболатов Х.А., эксперт Департамента экспертизы АО «Фонд науки»
Абылгазина А.Е., директор центра профессионального образования НАО им. Ы.Алтынсарина
Ибраева С.А., главный эксперт МОН РК
Кенжеханұлы Р.К., руководитель Национального бюро переводов
|
Куратор Программы в регионе |
· лицо, занимающее политическую государственную должность (аким), уполномоченное Управляющим советом на представление интересов Заказчика в ходе реализации Программы в соответствующем регионе, а также принятие ключевых управленческих решений в ходе ее реализации, в том числе утверждение кандидатур Руководителя Программы в регионе, Руководителя Регионального проектного офиса, Главного менеджера и администратора Программы в регионе. |
Акимы областей, гг. Астана, Алматы |
Руководитель Программы в регионе |
· лицо, занимающее политическую государственную должность (заместитель акима), принимающее на себя полную персональную ответственность за реализацию Программы в регионе и уполномоченное на принятие любых не противоречащих законодательству управленческих решений, необходимых для достижения целевых индикаторов и показателей Программы в регионе. |
Заместители акимов областей, гг. Астаны, Алматы |
Руководитель Регионального проектного офиса |
· лицо, обеспечивающее методологическое и организационное сопровождение, обучение, мотивацию, мониторинг деятельности проектного персонала, в том числе команд проектов, а также оперативное взаимодействие с Центральным Проектным офисом с целью эффективного управления процессом реализации и достижения запланированных результатов Программы в регионе. |
по решению Куратора Программы в регионе (акима) |
Главный менеджер Регионального Проектного офиса |
· лицо, принимающее на себя персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию всех проектов и мероприятий Программы в регионе, включая управление командами проектов и уполномоченное на принятие самостоятельных, либо внесение на рассмотрение Руководителя Программы в регионе (зам. акима) управленческих решений, необходимых для достижения целевых индикаторов и показателей Программы в регионе. |
по решению Куратора Программы в регионе (акима) |
Администратор Регионального Проектного офиса |
· лицо, осуществляющее методологическую и организационно-техническую поддержку всему проектному персоналу Программы в регионе, включая команды проектов. |
по решению Куратора Программы в регионе (акима) |
Руководитель проекта |
· несет персональную ответственность за качество и содержательные результаты проекта · обеспечивает проект всеми необходимыми ресурсами (человеческими, финансовыми, организационно-техническими и др.) · участвует в подборе и мотивации персонала · согласует основные изменения параметров проекта с Главным менеджером Регионального Проектного офиса, при необходимости с Главным менеджером Подпрограммы (сроки, бюджет, ресурсы, требования к результатам) · решает проблемные вопросы, которые не урегулированы на уровне Менеджера проекта |
по решению Руководителя Программы в регионе (зам.акима)
при необходимости по решению Руководителя Подпрограммы (вице-министра) |
Менеджер проекта |
· управляет ресурсами и несет персональную ответственность за полноту выполнения всех задач проекта в установленный срок · формирует команду проекта, объединяет и мотивирует участников проекта на успешную реализацию проекта, создает атмосферу взаимного уважения и доверия, обеспечивает эффективное взаимодействие и коммуникации · разрабатывает и реализует план управления проектом · при необходимости направляет заявку с проектным заданием* в любые государственные органы и подведомственные организации · представляет в Проектный Офис отчетность по проекту в установленной форме и периодичности · решает все проблемные вопросы проекта, в случае необходимости последовательно выносит их на вышестоящий уровень |
по решению Руководителя Программы в регионе (зам.акима)
при необходимости по решению Руководителя Подпрограммы (вице-министра)
|