"Ақмола облысы білім басқармасының Атбасар ауданы бойынша білім бөлімі Атбасар қаласының №7 жалпы орта білім беретін мектебі"  КММ
КГУ “Общеобразовательная школа №7 города Атбасар отдела образования по Атбасарскому району управления образования Акмолинской области”

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Содержание обновленной программы по учебникам русского языка за 5,7 классы

16.10.2017

13 октября  текущего года в г. Кокшетау на базе  КГУ «Строительно-техническом» колледже прошел областной семинар по вопросам обновленного содержания образования РК по программе учебников русского языка в 5,7 классах. На областном семинаре приняли участие заместитель директора научно-республиканского центра «Оқулық»: Дүйсебек  Әділхан Төлегенұлы, представителей из министерства, директор «Назарбаев Интеллектуальной Школа» Уразбекова З., учителя-предметники русского языка Акмолинской области, местная администрация. Основная цель обновленных стандартов обучения – развитие функциональной грамотности учащихся. Учителя на сегодня должны ориентировать уч-ся на овладении функциональной грамотности.  Индикаторами функциональной грамотности являются:  коммуникативная, владение иностранными языками, действия в чрезвычайных ситуациях, выбирать продукты,  товары и услуги,планировать бюджет семьи,пользоваться техническими  бытовыми устройствами, ориентироваться в

незнакомом городе, пользуясь картой, справочником и др., грамотность при решении бытовых проблем. Изучение родного языка предполагает не только заучивание слов и усвоение грамматических правил, но и наряду с этим усвоение многочисленных значений слов, вложенного смысла, овладение речью, умение понять и излагать мысли, думы и чувства. Научить ребенка пользоваться языком – первейшая задача каждой школы и каждого учителя. Программу по русскому языку нужно кардинально менять... Русская орфография и пунктуация сложны, во многом традиционны, во многом иррациональны — это надо прямо сказать школьникам. И как можно меньше "теории". Чтобы грамотно писать, не нужно отличать сочинение от подчинения и управление от примыкания. Более того, современные ученые написали много убедительных и толстых книжек о том, что эти (и многие подобные им) понятия противоречивы, не могут быть точно определены и от них следует отказаться. А мы продолжаем ставить двойки на экзамене за незнание "теории". … это единственный предмет (отделять язык от литературы в школьной программе нелепо), который на всю жизнь человека определяет его мышление, способ общения, способность объясниться и понять другого. Занимаясь физикой или математикой, ты должен внятно и точно выражаться, понимать задачу, уметь переформулировать ее».

   Гасан Гусейнов:  доктор филологических наук,  профессор НИУ ВШЭ В школе преподается система орфографии и пунктуации, которая называется «русский язык». Это неверное название. Русский язык представлен текстами, устными и письменными, точными и неточными, интересными и неинтересными. Тексты организованы по определенным фонетическим, семантическим, грамматическим и другим законам, которые изучаются лингвистами. Сама орфография и пунктуация — это лишь способ отражения языка на письме; письмо придумали как машину времени для передачи информации тем, кого нет сейчас рядом, или для отправки в будущее… Язык благополучно живет без орфографии и пунктуации. Преподавание русского языка должно быть в первую очередь нацелено на то, чтобы правильно понимать тексты разных эпох и разных жанров и уметь самому производить понятные тексты на современном литературном языке. Обучение правилам орфографии и пунктуации, которое занимает львиную долю времени на уроках русского языка, играет в сущности не самую главную роль: незнание тех или иных правил обычно не влияет на понимание текста… Кажется, что важнее уделять больше времени чтению и интерпретации самых разных текстов и их самостоятельному сочинению.

Борис Иомдин:   кандидат филологических наук, заведующий сектором теоретической семантики Института русского языка им. Виноградова РАН

Успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития ребенка и прежде всего всех видов речевой деятельности: осмысленного и точного понимания чужого высказывания (аудирования, чтения); свободного и правильного выражения собственных мыслей в устной и письменной речи (говорения, письма) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии со всеми нормами литературного языка. Речевой аспект в процессе обучения орфографии в средней общеобразовательной школе: сегодня явно недооценивается: на уроках орфографии традиционно доминируют упражнения с заданием «вставить пропущенные буквы». При этом орфографическая работа проводится чаще всего на отдельных словах (словосочетаниях или предложениях) и крайне редко на основе недеформированных (без пропусков букв) текстов. Вопрос об упражнениях по орфографии приобретает сейчас особую остроту. Дело не только в их количестве, но и в качестве. Поскольку успехи в овладении правописанием зависят от общеречевого развития учащихся, необходимо на каждом уроке сочетать грамматико-орфографические задачи с элементами речевой деятельности. В центре внимания на уроках орфографии традиционно оказывается только письмо, обычно организованное не на осознанном оперировании правилами орфографии; да и сами правила орфографии, несмотря на то, что составляют основу школьного курса орфографии обычно изучаются вскользь, на уровне заучивания их формулировок. Отсюда и возникает основная проблема в усвоении орфографии: «правило знаю - применять не умею». Дело в том, что,  по мнению специалистов (Е.С.Исгрина, ММ Разумовская и др.),  орфографические правила организуют обучение письму,  но сами по себе не приводят к правильному письму, поэтому обучение на основе правил не сводится только к внедрению их в сознание и память учащихся, а требует того, чтобы учить и процессу применения правил в практике

Обращение к интернет-ресурсам

•      В учебнике представлено более 700 заданий. Из них только 7 заданий (1%) предполагает обращение учащихся к интернет-источникам.

•      При отсутствии доступа к Интернету в Руководстве для учителя предлагаются альтернативные задания, не предполагающие его использование. Подобные задания направлены на достижение цели обучения программы «извлекать информацию для выполнения конкретной задачи». (Умение работать с информацией является одним из навыков ХХI века».

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ  ШКОЛЬНОМУ УЧЕБНИКУ: меньше готовых текстов и теоретических материалов,  больше учебных материалов на  развитие  функциональной грамотности, практикоориентированных заданий, упражнений на  самостоятельное выполнение, критическое  осмысление;

Ø  подбор заданий и видов деятельности, имеющих  развивающий, социализирующий, мотивирующий, опережающий характер;

Ø моделирование самостоятельной практической, проектной и  творческой деятельности обучающихся;

Ø  создание возможностей для развития креативности, навыков логического, дивергентного, аналитического мышления учащихся;

 

Ø развитие управленческих, предпринимательских, информационных,  коммуникативных и языковых компетенций.

Ø  наличие системы средств контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;

Ø  красивый дизайн в соответствии с возрастными особенностями учащихся и современными технологиями;

Ø  ссылки на другие учебные материалы, на различные ресурсы;

Ø  электронное приложение (интерактивный учебник с CD).

Выступление местной администрации, представителей из министерства, директора «Назарбаев Интеллектуальной Школа» Уразбековой З.,  заместитель директора научно-республиканского центра «Оқулық»: Дүйсебек  Әділхан Төлегенұлы. Вызвало бурный протест учителей-предметников, которые каждый день сталкиваются с проблемами

проведения своих уроков по русскому языку именно в 5, 7 классах по обновленной системе образования. Многие школы недостаточно оснащены материально-технической

базой, что и вызывает недовольство учительского состава. Но веление времени требует идти в ногу со временем и осваивать новые   управленческие, предпринимательские,

информационные,  коммуникативные и языковые компетенции.

Просмотров: 577


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст