Критериальное оценивание–
это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко
определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам
процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования,
способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Практическая значимость критериального оценивания
* Оценивается только работа учащегося;
* Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;
* Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить
уровень своей работы и информировать родителей;
* Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.
Критериальное оценивание позволяет
* Учителям:
* Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
* Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
* Улучшить качество преподавания;
* Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных
особенностей;
* Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
* Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
*
Учащимся:
* Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей
для выражения своего понимания;
* Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
* Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
* Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически
мыслить.
Родителям:
* Получать доказательства уровня обученности ребенка;
* Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
* Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
Инструментами измерения при оценке учебных достижений учащихся являются:
- учебные задания (задания в тестовой форме, расчетные задачи, упражнения, практические задания и т.п.);
- системы заданий, которые предъявляются учащимся в виде тестов, контрольных и практических
диагностических работ, компьютерного моделирования.
Формирующее оценивание может осуществляться посредством заданий любых видов, а тематическая
и итоговая диагностика предполагают использование заданий в тестовой форме.
Оценивание сформированности ключевых компетентностей учеников осуществляется при помощи
интегрированных знаний – измерителей, охватывающих содержание различных предметов и включающих решение реальных жизненных проблем с применением освоенных способов деятельности.
Задания – измерители разрабатываются для каждого уровня учебных достижений и включают действия учащихся, выделенные в соответствии с критериями оценивания.
Матрица-руководство для разработки заданий-измерителей
для определения различных уровней учебных достижений учащихся