Цель: - Знать различия между суммативным и формативным оцениванием; - уметь разрабатывать критерии успешности в соответствии с целью урока
Задачи: 1. Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме.
2. Рассмотреть различные подходы к оцениванию учебных достижений школьников.
3.Обосновать необходимость критериального оценивания знаний, показать значимость
критериального оценивания для учителей и для учеников.
4.Научить разрабатывать критерии оценивания и критерии успешности в соответствии с целью урока.
Результаты обучения:
1. Учителя знают отличительные особенности суммативного и формативного оценивания
2. учителя разработают цель и критерии успешности к одному уроку
3 Оценят значимость критериев успешности на уроке
Работая над планом проведения коучинг занятия, я определила ожидаемый результат, - это знания учителей об оценивании обучения и оценивания для обучения; умение разрабатывать критерии для оценки знаний
учеников. Учителя смогут расширить диапазон применяемого педагогами инструментария оценки учебных
достижений учащихся, осмыслят, что основной целью оценивания учебных достижений является определение степени соответствия полученных образовательных результатов предварительно запланированным, участники поймут, что на современном этапе развития школы, когда приоритетной целью обучения является развитие школьника, оценка представляет собой меру влияния, изменения, обучения и развития.
Для создания доброжелательных и доверительных отношений, успешной и плодотворной работы, а также сплоченности между участниками занятие началось с проведения психологического настроя – видео «
Улыбнись». Можно отметить , что выбранный прием был удачный , так как он мне дал возможность настроить участников на дальнейшую работу, участники положительно были настроены на работу. На этапе вызова я предложила просмотреть фрагмент видео из «Ералаша» «Оценки по контрольной», где нужно было определить тему коучинга. Присутствующие с легкостью определили , что будем говорить об оценивании , т.е. на
основе целепологания определили тематику коучинг-занятия. Здесь возник диалог между участниками
коучинга. После обсуждение видеоклипа я разделила участников коучинга на три
команды:для этого был использован прием «Разноцветные стикеры».
Для начала, чтобы определить уровень знаний учителей по проблеме, я применила стратегию критического мышления «мозговой штурм», в ходе которого они должны были ответить на вопросы: что такое оценивание и для чего это нужно? Так я поняла, что учителя с проблемой знакомы, но, отвечая на поставленные вопросы, затрудняются аргументировать, Мною были подготовлены задания, выполняя которые, работали с информацией, используя стратегию критического мышления «ЗХУ» («Знаю», «Хочу узнать», «Узнал»). После обсуждения
в группе работа строилась по методу «зигзаг», обмен мнениями между группами.Так у учителей сложилось первоначальное понимание о видах оценивания. Они смогли дать характеристику двум видам оценивания, понять, в чем отличие и какова цель каждого вида оценивания. Для того, чтобы учителя убедились в необходимости критериев в оценке, я предложила им нарисовать снеговика, затем сделать самооценку своей работы. Это вызвало затруднения. Так мы пришли к выводу о том, что для объективного оценивания данной работы необходимы
критерии. Вместе составили критерии для оценки и дескрипторы к ним. Снова провели оценивание, но теперь уже учителя могли привести аргументы, почему поставлена та или иная оценка. Для оценивания презентации работы групп совместно разработали критерии, используя которые ,учителя аргументированно смогли провести взаимооценивание. Далее показала презентацию «Критерии оценивания бабочки». Попробуйте оценить вашей бабочки сейчас? Объективно ли вы выставили теперь себе оценку, используя критерии.
Легко ли оценивать, когда известны критерии. Последнее задание носило практический характер. Каждый
учитель разрабатывал критерии оценки с дескрипторами конкретного учебного задания. Составленные критерии ,обсуждали друг с другом, получали обратную связь от коллег. Это было ценно, так как этот вид работы для учителей совершенно новый. Для полного обоснования и закрепления полученных знаний для
участников была предложена презентация «Критериальное оценивание» , в которой особое внимание было уделено на важность различий суммативного и формативного оценивания в учебном процессе.
Наиболее успешными ситуациями на занятии были следующие:
- психологический настрой на работу в начале занятия привел к тому, что обстановка на занятии была комфортная, доверительные взаимоотношения;
- проведение мастер –класса в группах способствовало активному общению внутри группы и между
группами (нарисовать бабочку и оценить);
- учителя поняли необходимость, вникли в суть критериального оценивания и научились разрабатывать критерии.
К трудностям в ходе коучинга я бы отнесла то, что учителя были необъективны в самооценке. Когда я попросила провести самооценку своей работы (бабочки), они занизили оценки себе, были критичны к своим работам,
проявили неуверенность в себе. Еще один момент, который я бы отнесла к трудностям, это сложности с прочтением текста, возникшие, когда я предложила им информацию. Работали медленно, вдумывались в слова, выбирая основные идеи. Проявились слабые навыки быстрой работы с информацией, поэтому этот вид работы затянулся,
в отведенное время не уложились. В ходе проведения коучинг занятия учителя изучили формативное и суммативное оценивание, научились различать эти виды оценивания, определять, с какой целью они проводятся, а также приобрели умение разрабатывать критерии оценки и дескрипторы к ним. Доказательствами обучения учителей являются разработанные ими критерии и дескрипторы к ним для оценки творческой работы, оформленные постеры, фотоматериалы проведенного коучинг занятия, разработанные самостоятельно критерии учебного задания, а также рефлексия в конце занятия по методу ЗХУ: Я знаю…Я умею… Я хочу… и « Светофор», где учителя написали ответы на поставленные вопросы: Как вы думаете важно ли наличие критериев спешности на каждом уроке? Почему Вы так думаете? Главные выводы, к которым пришли учителя, - это
необходимость оценивания каждого вида работы на уроке, о том, что для объективного оценивания и суммативное и формативное оценивание должны быть критериальными. А также важный вывод о том, что суммативное оценивание может стать формативным, если учитель предоставляет ученику обратную связь и это способствует улучшению обучения.